Заметки экзаменатора или как надо списывать


Для начала – как я отношусь к списыванию. Без крайней ненависти, но отрицательно. А ведь может быть и административно жесткое отношение. Например, работая во французской системе образования, я был удивлен жесточайшим, крайне однозначным отношением к списыванию на экзаменах. Если во время экзамена ходящий между рядами тьютор увидит намеки на списывание, то он подлетает к замеченному в этом занятии студенту, вырывает из под его рук работу и пишет на ней красными чернилами «frauder» , что дословно означает «мошенничать». Студента выгоняют из университета (!), причем с «волчьим билетом» - без права восстановления где-либо в течение некоторого срока. Жестоко настолько, что уж не знаю, справедливо ли. В общем, в той системе не списывают. У нас же списывают всегда, ну…почти всегда. Я, будучи студентом, тоже пытался несколько раз пойти по этому пути, - невозможно было выучить могучие формулы органических веществ, не разумел я в них логики. Однако, буквально на второй-третий раз понял, что, если я начинаю списывать, то мозги мои отключаются, работают уже другие участки мозга. Не те, которые должны соображать, вспоминать, думать, а те, которые настроены на охоту, добычу, хитрости. Нужные в общем-то участки, но не для экзамена. Потому что потом, уже во время ответа, не мог я переключаться на думающие участки мозга, и итог был не лучший.

Но это так, к слову. А вот теперь о впечатлениях экзаменатора. Вот уже около 15 лет мы вдвоем с моей коллегой принимаем потоковый курс по математическому моделированию для студентов 5 курса. Пятикурсники, понятно, уже взрослые, умудренные университетской жизнью, люди. Бывалые. Поэтому и списывают с легкостью, ведь какой опыт-то за плечами! Мы с моей коллегой, не договариваясь, решили, что экзамен – это не только проверка знаний, но возможность еще поработать, позаниматься. И беседуем со сдающими мы всегда практически по всему курсу. Во время беседы, после двух-трех вопросов, все равно становится все ясно (вот в эти-то моменты и включить бы думающие и анализирующие центры мозга, а они уже не могут включиться, продолжают работать другие). Более того, я полагаю, что и студенты знают, что списывать дают, -пожалуйста, списывай, но, естественно, не слишком нахально и громко. Поэтому, я просто сижу и наблюдаю, как студенты списывают, как они реагируют на то, что вижу, что кто-то списывает. А ведут себя по-разному в тот момент, когда понимают, что их «засекают». Вот примерные их характеристики.

«Твердые». Никак не реагируют. Продолжают смотреть на коленки, голову больше не поднимает. Видимо, думают: «Я ведь вниз смотрю, пусть думает, что у меня так шея и глаза устроены, что как будто я должен для подготовки смотреть вниз». Хорошая, твердая позиция-:))).

«Стеснительные». Поднимают глаза. Понимают, что их засекли. Реагируют: улыбаются в ответ, глаза к небу понимают. Девушки поправляют прически, иногда достают косметички. Нередко на лице появляется мученическое выражение, поясняющее - «Да как это все возможно понять, выучить? Вот поэтому и списываю, вы же должны и нас понять!»

«Боязливые». Реагируют активно. Начинают убирать шпоры и конспекты, шелестеть, устраиваться. Краснеют. Вот этим труднее всего. Надо, во-первых, справиться со стрессом, что тебя засекли, факт этот отмечен. «А как это скажется на оценке? Ведь может снизить? А?». Во-вторых, надо снова включаться. А это трудно: уже настроился на списывание, снова надо доставать, раскладывать, а уже вроде бы и прибрал. Ну а включится в думательно-вспоминательный процесс очень трудно (впрочем, об этом уже написано выше).

Но самое удивительное наблюдать за студентами, окружающими «засеченного». Например, смотрю на «твердого». Окружающие его друзья видят, что я «засек», надо подсказать товарищу, он-то не видит, глаза опущены. Тут разыгрывается целая пантомима: они пытаются подсказать другу-соседу, что его засекли, улыбаются мне: «Ну, извините, сейчас мы все уладим! Сейчас-сейчас, подождите.». Я уже сам начинаю переживать за этих моих немых «собеседников», - им и самим надо бы готовиться, а они за друга так переживают, что могут быть выбиты из экзаменационной колеи.

Да, экзамены - это во многом психологическое испытание. Такая маленькая жизненная ситуация, с которой возможно придется столкнуться в будущей жизни, и не раз. Важно, чтобы это в жизни выглядеть достойно. Достойно звания выпускника Московского университета.


Copyright © 2006 г. — Шеин Е.В.

Webmaster - Девин Б

 

Hosted by uCoz